Связь с мэрией

Пожилые и одинокие люди нуждаются в защите от мошенников

Количество мошенничеств в отношении пожилых лиц за последний год на территории Новосибирска увеличилось на 33,5 % (с 806 до 1076 преступлений). Участники заседания городской межведомственной комиссии по профилактике правонарушений решили, что проблема требует принятия дополнительных мер профилактики таких преступлений.

«Проблема мошенничества в отношении пожилых людей никогда не потеряет своей актуальности, поскольку большинство из них являются людьми одинокими и в силу своей изолированности, недостатка в общении легко вступают в контакт с незнакомцами. Мошенники же являются прекрасными психологами, могут легко и быстро расположить к себе, используя при этом навыки красноречия и актерского мастерства», — отметили представители Управления МВД России по городу Новосибирску.

Наиболее распространены мошенничества, совершенные с использованием средств сотовой связи и в сети Интернет, в том числе с применением компьютерной техники и расчетных пластиковых карт. К самым распространенным способам мошенничества в отношении пожилых людей можно отнести: обман по телефону, рассылки на телефон; под видом работников социальных служб; продажу медицинских препаратов и биологических добавок; услуги «по снятию порчи» и др.

Участники заседания, которое провел председатель городской межведомственной комиссии по профилактике правонарушений — первый заместитель мэра Геннадий Захаров, уделили особое внимание роли правового просвещения и информирования: через СМИ и непосредственно в муниципальных бюджетных учреждениях МБУ «КЦСОН», МБУ «Ветеран», работающих с населением.

С целью поддержания правовой грамотности специалистов муниципальных служб, работающих с населением, решено организовать проведение регулярных обучающих семинаров по изменениям действующего законодательства по актуальным темам.

Также решено рассмотреть проведение Дней бесплатной юридической помощи в отдаленных районах города, запланировать проведение прямых линий с населением на тему «Как себя вести, чтобы не стать жертвой мошенников».

Управлению общественных связей мэрии совместно с департаментом энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города с привлечением ТОС, ТСЖ, управляющих компаний, уличных комитетов комиссия поручила развернуть разъяснительную работу по месту жительства. Один из способов — тиражирование и распространение информационных листков, инструкций — памяток о распространенных мошеннических действиях в отношении пожилых лиц, а также мошенничествах в сфере ЖКХ (установка счетчиков, водяных фильтров, ремонт пластиковых окон и т.п.). Будет продолжена практика проведения мероприятий по ликвидации несанкционированной рекламной продукции, распространяемой посредством листовок, расклейки объявлений на домах и в подъездах.


Памятка ГУ МВД по НСО с описанием наиболее распространенных мошеннических приемов и с рекомендациями, как себя вести, чтобы не стать жертвой мошенников

С целью завладения имуществом пожилых людей преступники используют множество схем. К самым распространенным способам мошенничества в отношении пожилых людей можно отнести:

1. Обман по телефону (звонки на телефон с просьбой о помощи от «родственников» пенсионера), якобы задержанных правоохранительными органами от уголовной и административной ответственности. Человеку звонят и говорят, что кто-то из его близких попал в беду (чаще всего — нарушил закон или попал в больницу). Чтобы решить проблему нужны деньги. Их можно переслать на банковскую карточку или передать незнакомцу, который сейчас подъедет. Злоумышленники используют психологическое давление, представляются сотрудниками правоохранительных органов, заставляют говорить с ними до тех пор, пока не приедет «посыльный».

2. Под видом работников социальных служб. К пожилым людям на улице подходят порядочные с виду мужчина или женщина и представляясь работниками социальных служб, предлагают помощь. И здесь есть несколько вариантов развития событий. «Соцработиик» может провести жертву домой, рассказав, что ей принадлежит помощь в виде денег или продуктов. Но, к сожалению, средства в валюте, и их надо обменять или дать сдачу. Таким образом, злоумышленники устанавливают, где жертва хранит свои денежные средства, и пока последняя бегает по соседям и банкам, обменивая их, забирают у нее все. Также «соцработиик» сообщает о полагающейся пенсионеру поездке в санаторий, либо социальном ремонте и т.п., но для получения данных услуг, требуется передать предоплату и именно в день визита «социального работника». После получения денежных средств от " жертвы «, злоумышленники скрываются.

3. Продажа медицинских препаратов, биологически активных добавок для лечения якобы выявленного тяжелого заболевания. Злоумышленники звонят на телефон «жертвы» и принуждают к покупке «чудо препаратов», способных вылечить любое заболевание. Доверчивые граждане приобретают пищевые добавки, под видом лекарств.

4. Интернет — мошенничество (сообщения на компьютере о блокировке доступа или заражение вирусами).

5. Мошенничество — рассылки на мобильный телефон или электронную почту (письмо о выигрыше, доступ к дополнительным услугам телефона, требующим отправки сообщений на короткий номер).

6. Предложение услуг по снятию «порчи», лечению болезней с использованием экстрасенсорных способностей.

Самым эффективным методом профилактики преступлений данной категории является информирование населения о наиболее распространенных мошеннических схемах и способах уберечься от преступных посягательств.

Проанализированы основные виды мошенничеств осуществляемые контактным и бесконтактным способами на территории г. Новосибирска и других регионов Российской федерации. Было сформировано и направлено для согласования информационное письмо в ОИиОС ГУ МВД России с целью размещения материалов по профилактике мошенничеств в средствах массовой информации. На постоянной основе руководством Управления МВД России по городу Новосибирску организовываются и проводятся рабочие встречи с председателями ТОС, старшими по домам и подъездам, в ходе которых, проводятся разъяснительные работы о необходимости разъяснения жителям домов пенсионного возраста о возможных мошеннических действиях совершенных в отношении них:

Участковые уполномоченные полиции, общаясь с пожилыми людьми, которые проживают на их административных участках, проводят профилактические беседы на тему: «Как не стать жертвой мошенников по месту жительства». В ходе таких бесед приводятся примеры мошеннических махинаций, и рассказывается о том, как надо себя вести, чтобы не стать жертвами мошенников.

Общие рекомендации по предупреждению таких преступлений:

1. Убеждайтесь в достоверности информации, полученной по телефону от неизвестных, представившихся сотрудниками правоохранительных органов, Вашими родственниками, знакомыми или прочими лицами. Перезванивайте родственникам и знакомым — лучше прослыть излишне подозрительным, чем быть обманутым.

2. Остерегайтесь открывать двери своих квартир незнакомым людям, даже если они представляются социальными работниками, сотрудниками ЖЭУ. Совсем нелишним будет позвонить и проверить, существует ли такой сотрудник в данной организации.

3. Не торопитесь предпринимать действия по инструкциям неизвестных людей, полученных посредством телефонного звонка, СМС или ММС, якобы, от сотрудников банка, в особенности, если они требуют произвести манипуляции с банковской картой. Не говорите незнакомцам свои ФИО, реквизиты паспорта и другие личные данные. Не оправляйте пустые СМС, либо с набором цифр, которые Вам продиктовали, это может быть служебная команда Интернет-банка на перевод денежных средств с Вашей карты. Сотрудники банков никогда не требуют от клиентов назвать ПИН-код.

4. Если Вам предлагают лекарственные средства, медицинские приборы по минимальной цене, либо оставляют ее в качестве залога, не стесняйтесь, звоните родственникам, зовите соседей, знакомых, да и просто прохожих, которые могут быть компетентны в данном вопросе и оценке реальной стоимости предлагаемого товара. Также нужно действовать, когда Вам предлагают снято порчу, сглаз и т.д.